Краткое содержание:
- Благодаря своей властной манере держаться на сцене и удивительно мощному голосу, непоколебимому даже перед лицом оскорблений, Тернер зажгла все этапы поп-музыки 20-го века.
- Обсуждение
Благодаря своей властной манере держаться на сцене и удивительно мощному голосу, непоколебимому даже перед лицом оскорблений, Тернер зажгла все этапы поп-музыки 20-го века.
«В полете»… Тина Тернер сфотографирована для Vogue в 1969 году.Вот великолепная фотография Тины Тернер, сделанная Джеком Робинсоном для Vogue в 1969 году, когда она и ее муж Айк поддерживали Rolling Stones в их турне по США. Кажется, Тина изображена в полном полете; контактные листы со съемок предполагают, что Робинсон поощрял ее танцевать и петь в студии, как она делала это на сцене. Ее лицо находится в правом нижнем углу фотографии, как будто он только что успел поймать ее в кадр. Ее рот широко открыт, лицо искажено, глаза подняты к потолку, волосы развеваются вверх.
Это отличная фотография, потому что она умудряется выглядеть так, как Тина звучала в 1969 году. Послушайте песни Айка и Тины Тернер, записанные в Мэдисон-Сквер-Гарден в ноябре того же года (с опозданием выпущенные в выпуске, посвященном 40-летию знаменитого концертного альбома Rolling Stones Get Yer Ya-Ya’s Out ). Дуэт с замиранием сердца исполняет одну кавер-версию за другой: «Гордая Мэри» Creedence Clearwater Revival, безумная «Страна тысячи танцев», версия «Come Together», во время которой Тина находит искрящуюся сексуальную энергию в песне, которой нет в песне «Битлз». оригинал.
Что бы она ни пела, ее голос сырой, стихийный и удивительно мощный. Подобно линзе Робинсон, микрофон звучит так, будто едва может ее удержать. С величайшим уважением к Rolling Stones, вы удивляетесь степени наглости, необходимой для того, чтобы следовать за Тернерами на сцене.
По ее словам, Тина звучала так с самого начала, когда она была еще Анной Мэй Буллок, «маленькой девочкой с громким голосом», выросшей в сельской местности Теннесси. Когда ее мать возила ее за покупками в ближайший город, Ноксвилл, она без промедления пела для сотрудников магазинов, которые были настолько поражены тем, что исходило из ее рта, что осыпали ее деньгами.
Она утверждала, что родилась со своим голосом и врожденным желанием выступать, хотя на ее звук, возможно, повлияло собрание в церкви в Ноксвилле, где время от времени поклонялись Буллоки. «Они пели во все горло, они были одержимы Богом», — вспоминала она позже.
Не нужно быть детским психологом, чтобы понять, что ее желание выступать могло быть связано с невзгодами ее семейной жизни. Брак ее родителей был несчастливым и иногда жестоким. Ее мать была холодна и далека от нее и исчезла, когда Тине было 11 лет; ее отец последовал ее примеру два года спустя.
Конечно, она звучала так, когда впервые вошла в студию звукозаписи, когда ее пригласили на живое выступление Айка после того, как она взяла микрофон и спела песню Би Би Кинга You Know I Love You во время выступления группы Айка в ночном клубе Сент-Луиса. Короли ритма. К тому времени у Айка уже была длинная музыкальная родословная — его дебютный сингл Rocket «88», выпущенный в 1951 году Джеки Бренстоном и его Delta Cats, в некоторых кругах провозглашается первой рок-н-ролльной пластинкой (на самом деле Бренстон был первой пластинкой Айка). саксофонист, короли ритма Delta Cats); он работал искателем талантов и продюсером на Sun Records и играл на фортепиано с Кингом, но с того момента, как Тина Тернер, как она была известна с 1960 года, появилась на сцене, стало очевидно, кто такая звезда.
Тина и Айк Тернер.Их первый сингл A Fool in Love не был особенно выдающейся песней: запись была задумана как демо, а ее вокал — просто руководство для копирования другим певцом. Но от начального бессловесного крика до серии гортанных рыков, которые она издает в конце — звук, который соучредитель их звукозаписывающей компании сравнил с «кричащей грязью» — Тина доминировала над песней настолько полностью, что план изменился. «Айк Тернер и короли ритма» превратились в «Ревю Айка и Тины Тернер». A Fool in Love стал региональным хитом, прежде чем попасть в поп-чарты.
В качестве раннего признака своего контролирующего поведения он вынудил Буллок изменить ее имя — за много лет до того, как они поженились, — и, к ее большому разочарованию, зарегистрировал его как торговую марку; его аргументация заключалась в том, что, если она уйдет от него, он может заменить ее другой «Тиной Тернер».
Продолжение сингла не смогло повторить трюк по привлечению поп-аудитории, оставаясь ограниченным чартом R&B. По правде говоря, коммерческий успех Айка и Тины как записывающихся артистов был переменчивым на протяжении всей их карьеры. Были длительные периоды засухи, когда все, что они выпускали, проваливалось; классическая песня River Deep – Mountain High потерпела такой провал в США, что ее продюсер Фил Спектор вообще прекратил запись на два года. Они продемонстрировали невероятную способность следовать за огромными хитами – Nutbush City Limits или кавером на Proud Mary, который затмил оригинал Creedence Clearwater Revival и стал окончательной версией – с синглом такого же качества, который каким-то образом застрял в нижней части чартов.
Вместо этого их успех и репутация зависели от их живых выступлений, отточенных неустанными гастролями по крутым кругам Черной Америки. Это была живая арена не для слабонервных. Условия были тяжелыми — Тина вспомнила, как играла в клубах, в которых исполнителям не давали туалета, не говоря уже о гримерке, и в результате ее заставляли мочиться в бутылку — публика была шумной и иногда жестокой; толпа на лоу-файной концертной записи 1964 года, выпущенной в 1970 году на Фестивале живых выступлений Айка и Тины Тернер, кажется, находится в состоянии постоянного, едва сдерживаемого возмущения.
Чтобы выжить, нужно было совершить убийственный поступок, что и сделали Айк и Тина. Они быстро играли свои песни в быстром темпе, а баллады превращали в мучительные эпопеи; Тина и ее бэк-вокалистки, Ikettes, танцевали с удивительным балансом между точностью и энергией; ее голос становился все более сильным и властным; и у нее развилось заряженное сценическое присутствие, явно противоречащее ее истинному характеру (позже она отвергла это как «дешевое и сексуальное»).
Вне сцены их совместная жизнь была ужасной, настолько безнадежно несовместимой, что в более поздние годы Тина не могла объяснить, как они вообще стали парой (у нее уже был сын от саксофониста группы Рэймонда Хилла). Оскорбления, которые наносил ей Айк, были такими, что она привыкла выступать с травмами, полагаясь, по ее словам, на «грим, широкую улыбку и несколько ярких танцевальных движений, чтобы отвлечь публику от моих ран». На сцене у них редко что не получалось.
То же самое было и с их записями. В своей автобиографии «Моя история любви » Тина пренебрежительно относится к таланту своего партнера, предполагая, что он «застрял в одном стиле музыки, одном стиле пения, одних и тех же песнях снова и снова». Это единственный случай, когда ее критика в его адрес кажется необоснованной. Их музыка никогда не теряла определенной гортанной силы, но она также менялась и менялась со временем, превращаясь в мощный гибрид фанк-рока, когда 60-е превратились в 70-е; жирные, сжатые гитары и синтезатор Nutbush City Limits 1973 года или влажный, возбужденный фанк Sexy Ida следующего года, в котором играл на гитаре Марк Болан из T Rex, определенно не звучали как повторение музыки, которую они делали в 60-х. .
При всей стихийной силе своего голоса Тина могла бы быть невероятно изобретательной певицей: их невероятный кавер на Led Zeppelin’s Whole Lotta Love выворачивает песню наизнанку, заменяя чванство оригинала умоляющим, умоляющим качеством; версия Who’s Acid Queen, которую она исполнила в киноверсии Томми, также преображает, превращая рок-песню в в высшей степени напористый соул. Она также была более одаренным автором песен, чем предполагалось из-за того, что она полагалась на чужой материал: она написала Nutbush City Limits, фантастическую песню по любым меркам, и столь же превосходное продолжение Sweet Rhode Island Red.
Это означало, что если бы музыкальная карьера Тины закончилась, когда она наконец сбежала от своего мужа в 1976 году – после очередного избиения, которое оставило ее в крови, – место в истории поп-музыки ей было бы обеспечено. Некоторое время казалось, что это может случиться: ее сольные альбомы провалились, и она сводила концы с концами, появляясь на телевизионных игровых шоу. Потребовалось неожиданное вмешательство британских продюсеров British Electric Foundation (Мартин Уэр и Ян Крейг Марш, которые впоследствии сформировали Heaven 17), чтобы вернуть ее карьеру в нужное русло.
Ее коллеги-приглашенные артисты на альбоме Music of Quality and Distinction невольно показывают, как низко пала ее звезда — она появилась вместе с Гэри Глиттером, одной из сестер Нолан, и телеведущей Паулой Йейтс, исполнив песню «Эти сапоги созданы для ходьбы». The Temptations ‘Ball of Confusion, созданный BEF, был великолепен. На фоне синтезаторов, валторн британской фанк-группы Beggar and Co и абстрактной пост-панк-гитары Джона МакГеока из Siouxsie and the Banshees это тоже было очень модно.
На фото в ее доме в Лос-Анджелесе в 1984 годуЭто привело к новому контракту на запись и к Private Dancer 1984 года, альбому, частично спродюсированному Уэром, который, если он и не был таким передовым, как Ball of Confusion, тем не менее нашел для Тернера идеальное место в поп-ландшафте 80-х. Глянцево спродюсированный, по звучанию находящийся где-то между роком, соулом и поп-музыкой, он состоял из песен, которые мягко обыгрывали ее личную историю, неизменно спетых с точки зрения выжившего: избитая, но обнадеживающая исполнительница в стриптиз-клубе заглавного трека Марка Нопфлера; горьким выражением с трудом добытого опыта стала песня What’s Love Got to Do With It, невероятно предназначенная для Buck’s Fizz, которую Тернер сочинила сама.
На самом деле, она сделала все на «Приватной танцовщице» по-своему, полностью вписываясь в тексты каждой песни: ее захватывающее прочтение «Давайте останемся вместе» Эла Грина наводит на мысль о женщине, которая поняла, что ей представилась неожиданная возможность, и была полна решимости ухватиться за нее. обеими руками.
Private Dancer сделал ее звездой большей, чем она когда-либо была, чему способствовал тот факт, что сила Тины как живого исполнителя не уменьшилась с годами; посмотрите ее захватывающее выступление на Live Aid 1985 года с Миком Джаггером для доказательства. Ее восхождение в редкие слои рок-королевства было вполне заслуженным. Если ее звук вскоре свернул на середину дороги, ее пластинки никогда не переставали продаваться в огромных количествах и не подчеркивали, какой фантастической певицей она была. Мощная баллада The Best потерпела неудачу для Бонни Тайлер: вокал Тины превратил ее в вездесущий хит. У We Don’t Need Another Hero (Thunderdome) была лирика, которая не имела никакого смысла в отрыве от сюжета фильма «Безумный Макс», который был саундтреком к нему, но Тина каким-то образом продала его.
Какими бы гладкими и профессиональными ни становились ее альбомы, в них всегда были разрозненные яркие моменты (спродюсированный Тревором Хорном Whatever You Want из альбома Wildest Dreams 1996 года тому пример) и всегда ощущение, что ее голос исходит из совсем другого окружения, тот, в котором она сейчас жила. Она, вероятно, не поблагодарила бы вас за то, что вы указали на это — в «Моей истории любви» она очень хотела подчеркнуть, что она была утонченной дамой, оторванной от своего сценического образа и любившей лучшие вещи в жизни, — но немного Приземленность и зернистость цепной схемы, намек на «кричащую грязь», цеплялись за Тину Тернер до самого конца ее карьеры.