Шон Эллиотт: На что похожа жизнь звезды НБА после пересадки почки

Он — звезда баскетбола, создавший «Чудо Дня поминовения», возможно, самый известный бросок в истории «Сан-Антонио Сперс». Это был День памяти 1999 года, игра 2 финала Западной конференции.

Шпоры» играли с «Портленд Трэйл Блэйзерс» на своей домашней площадке «Аламодоум» и уступали в счете два очка. Когда на часах оставалось 12 секунд, Эллиотт забросил трехочковый бросок от боковой линии. Он был так близко к краю площадки, что некоторые комментаторы подумали, что он может выйти за пределы площадки.

Толпа ревела, Амаре Стоудмайр из Портленда выглядел ошеломленным, а «Сперс» вырвали победу со счетом 86-85. В том же году они выиграли чемпионский титул — первый из пяти на сегодняшний день.

У Эллиотта отказали почки, когда он сделал этот бросок, и, по его словам, в то время об этом знали лишь несколько человек. В 25 лет у него неожиданно развился фокальный сегментарный гломерулосклероз. Это заболевание не позволяет почкам выполнять свою работу — отфильтровывать отходы из крови.

О проблемах со здоровьем Эллиотта стало известно несколько недель спустя, когда 31-летний новоиспеченный чемпион НБА был вынужден уйти из команды. Он отвез свои таланты и молитвы в больницу San Antonio Methodist Specialty and Transplant, чтобы ему пересадили почку.

По словам директора по коммуникациям НБА Майка Басса, Эллиотт стал первым действующим игроком НБА, который вернулся к игре после трансплантации.

Я постоянно встречаю людей, которые понятия не имеют о моей истории… и я говорю: «О, да, мне пересадили почку», — рассказал CNN Sport Эллиотт, двукратная звезда НБА, отыгравший 11 сезонов в составе «Сперс» и один сезон в составе «Детройт Пистонс».

И они совершенно не знают», — добавил Эллиотт, который сейчас является телевизионным аналитиком «Сперс». «И я думаю, что это было частью моей первоначальной цели… просто заставить людей забыть об этом и относиться ко мне как к нормальному человеку».

«У меня был такой прилив энергии»

Стремление к нормальной жизни — обычное явление для реципиентов трансплантата. Эллиотт говорит, что начал чувствовать себя ненормально за несколько лет до пересадки — примерно в сезон 1992-93 годов. По его словам, он чувствовал вялость, потерял аппетит и заметил, что его руки, ноги и лицо начали опухать. Сначала он не понимал, что происходит, но в итоге ему поставили диагноз «заболевание почек».

Эллиотт продолжал играть, несмотря на ухудшение самочувствия и ухудшение результатов, пока не смог больше не играть. Функция почек была настолько плоха, что у него было два варианта — диализ или трансплантация. Первое означало бы конец его карьеры в НБА, поэтому он выбрал второе.

По словам Эллиотта, пересадка изменила все.

«Я говорю, что это как включить выключатель… Внезапно у меня появился прилив энергии… Я был в ясном уме. Я мог что-то делать. Я снова чувствовала себя нормальной. Я так долго не знал, что такое нормально», — объясняет он.

В 55 лет «нормальность» Эллиотта теперь включает в себя наблюдение за тем, как растут его дети, и выполнение обещания, данного матери, — получить высшее образование. В мае этого года он окончил Университет Аризоны, спустя почти 35 лет после того, как он поступил в университет, а затем бросил его, когда в 1989 году был задрафтован командой «Сан-Антонио Сперс».

По его словам, он также играет в гольф, регулярно занимается спортом и придерживается здорового питания. Почки не очень хорошо перерабатывают все белки, поэтому, по его словам, он ест курицу и рыбу, и очень мало стейков портерхаус. И, конечно, много овощей.

«Я всегда шучу со своей женой и друзьями, что я такой тщеславный. Я не хочу потерять форму или набрать лишний вес. Но на самом деле я просто хочу знать, я хочу бросать вызов своему телу каждый день и поддерживать себя в хорошей физической форме», — сказал он.

Имя Эллиотта — лишь одно из небольшого списка бывших профессиональных спортсменов, которым была сделана трансплантация. В этот список входят бывший британский/канадский футболист Саймон Кит, которому в 1986 году пересадили сердце; олимпийский призер и сноубордист Крис Клюг, которому в 2000 году пересадили печень; и Алонзо Моурнинг, звезда НБА, которому в 2003 году пересадили почку.

Эллиотт сказал, что он регулярно беседует с людьми, которые готовятся к пересадке почки, о том, чего они могут ожидать — он беседовал с Моурнингом, а также с комиком Джорджем Лопесом, также получившим трансплантат.

Повышение осведомленности о заболеваниях почек и поощрение людей следить за своим здоровьем — это еще один способ, которым Эллиотт любит отдавать дань уважения.

Чудо современного дня

Победный бросок в матче за «Чудо дня памяти» занял заслуженное место в истории НБА, но игра Эллиотта после трансплантации не менее чудесна.

Иммунодепрессанты, особенно в высокой дозе, которую большинство пациентов, перенесших трансплантацию, вынуждены принимать в течение года после операции, могут повлиять на мышечную массу, вес и сделать организм восприимчивым к инфекциям и болезням.

Когда Эллиотт вернулся в НБА всего через семь месяцев после операции, ему аплодировали стоя, и он вышел на площадку в 19 играх в сезоне 1999-2000 годов, а затем сыграл 64 игры в следующем (52 игры регулярного чемпионата и 12 игр плей-офф).

Эллиотт говорит, что, будучи первым в НБА действующим трансплантированным игроком, ему пришлось «проскочить через множество лазеек и подписать множество отказов».

Он говорит, что за его здоровьем, игровым временем и результатами тщательно следили.

«Я был не против… Я был просто в восторге от того, что смогу выйти на площадку и играть после пересадки. Многие люди в то время говорили: «Ты что, с ума сошел? Почему бы тебе просто не повесить их или просто не отправиться в закат?». Но я не был готов к этому», — сказал он.

Хотя, по его словам, он часто чувствовал себя сильным и достигал поставленных целей, Эллиотт получил травму вращательной манжеты и не мог принимать нестероидные противовоспалительные средства от боли, потому что не хотел подвергать нагрузке свою новую почку. Он сказал, что может прикладывать лед только к себе. Это оказалось камнем преткновения.

К концу сезона 2000-01 он сказал, что его тело болит каждый день и с него хватит. В том же году, в возрасте 33 лет, он ушел на пенсию. Через несколько лет его майка с номером 32 тоже была снята с производства.

С тех пор Эллиотт не расстается с франшизой «Сперс» и регулярно беседует о состоянии игры в лиге. Его почки и здоровье находятся в хорошей форме.

У пересаженных органов нет «срока годности» — нет гарантии того, как долго или как хорошо они будут работать. Они спасают жизни, но иногда приводят к вторичным проблемам, таким как инфекции, болезни или отторжение органа. Эллиотт говорит, что он обрел мир с непредсказуемым, оставаясь настоящим и сосредотачиваясь на том, что он может контролировать, а не на том, что он не может предсказать.

«Я потерял мать в 14-м году, отца — в 15-м. И однажды я услышал, как кто-то сказал мне, что никто не выйдет отсюда живым. И знаете, это правда», — начал он.

«Я не живу в страхе перед тем, что может случиться в будущем. Я стараюсь сосредоточиться на настоящем и помнить о нем. И я думаю, что это самое главное, что мне помогает. Я просто собираюсь делать все, что в моих силах. Я все еще настолько здоров, насколько это возможно», — сказал он. «А потом все, что случится, случится… Так что контролируйте то, что можете, и наслаждайтесь каждым днем».

Шон Эллиотт: На что похожа жизнь звезды НБА после пересадки почки
Экономист объяснил, что ждет Россию в случае дефолта в США.